Четверг, 24 декабря 2020 18:33

С "АНГАРЫ" НАЧНЕТСЯ ОСВОЕНИЕ ЛУНЫ И МАРСА

Автор: Милкус Александр

Обозреватель "КП" Александр МИЛКУС - о пуске новой тяжелой ракеты России.

Итак, второй пуск тяжелой российской ракеты "Ангара А5" состоялся. Ракета отработала штатно, разгонный модуль "Бриз М" с макетом спутника выведен на заданную орбиту. И тут возникают вопросы: а нужно ли было вообще пускать "Ангару А5" через шесть лет после первого пуска в 2014 году? Почему затянулась пауза и не устарела ли ракета? Давайте разбираться.
Почему такой большой перерыв между первым и вторым пусками?
После первого пуска тяжелой "Ангары А5" было сделано больше 20 тысяч замечаний. Требовалась доработка, как говорят ракетчики, "машины". В это время Космический центр имени Хруничева, где разработали и собрали первые ракеты нового семейства (был еще пуск легкой ракеты "Ангара 1.2" в том же 2014 году), начало лихорадить. Было принято решение о переносе всего производства новых ракет в Омск на завод "Полет". Площадку в Москве стали разбирать. Предприятие стремительно набирало долги. Только в последние годы наконец судьба Центра Хруничева определилась. Производство восстановили. Доработали вторую тяжелую "Ангару" и этим летом отправили на космодром Плесецк, где стартовый стол, естественно, уже был.
Сейчас технологический цикл производства новых ракет налажен. Третья ракета уже тоже готова.
Зачем запускать устаревшую ракету?
Действительно, проектирование "Ангары" началось еще в 1994 году. Но несколько раз финансирование приостанавливалось, менялась концепция ракеты-носителя. Так что сказать, что нынешняя "Ангара" - это наконец-то воплощенная в металле идея начала 90-х годов - погрешить против истины.
Сегодня "Ангара" вполне пригодная для использования ракета. Тем более что от старика "Протона" давно пора избавиться. Он летает на ядовитом гептиле, в отличие от экологически чистой "Ангары".
Сколько будут испытывать "Ангару"?
План такой - должны состояться три пуска "Ангары А5" в рамках опытно конструкторских работ с космодрома Плесецк и три - с космодрома Восточный, когда там будут закончены работы по строительству стартового стола и всей необходимой инфраструктуры.
Известно, что третья "машина" полетит с Плесецка с другим разгонным блоком производства Центра Хруничева - "Персей". Таким образом, будут испытаны обе связки ракеты с разгонными блоками.
Пускать будут "старую" "Ангару" или ее модифицированный вариант?
Сегодня идут испытания "старой" "Ангары" - хотя я бы так новую ракету точно не называл. Вторая и третья ракеты - доработанные "машины".
Модернизированный вариант "Ангара А5М" сейчас разрабатывается конструкторским бюро "Салют". Эти ракеты будут летать с Восточного в рамках проекта "Амур". "Амур" - это доработанные под условия Восточного ракеты "Ангара". Зачем нам такая дорогая ракета?
Сейчас действительно пуск тяжелой "Ангары" стоит дороговато - американцы в своих аналитических отчетах пишут о 100 млн долларов, в нашей прессе называлась сумма 6 млрд рублей. Однако нужно учесть, что любой испытательный образец всегда будет дороже серии. Поэтому сейчас все делается для того, чтобы уже в ближайшем будущем "Ангару" можно было собирать серийно. Речь идет в конце концов о производстве 8 ракет в год.
В этом случае тяжелая "Ангара" в ценах нынешнего года может стоит около 3 млрд 800 тысяч рублей. А это чуть больше 50 млн долларов - дешевле, чем пуск ракеты Falcon 9 Илона Маска, который оценивается в 60 млн. А зачем нам вообще тяжелая "Ангара"?
Мы вошли в период обновления ракетного парка страны. Появились новые материалы, новые системы управления. У нас разрабатывается ракета среднего класса "Союз-5" как замена нынешнему "Союзу". И "Ангара А5" - как замена "Протону М".
Нынешняя "Ангара" сможет поднимать на низкую опорную орбиту больше 24 тонн грузов. Модернизированная ее версия - больше 30 тонн. В КБ "Салют" сейчас разрабатывают третью ступень ракеты, которая будет летать на водороде и получит индекс "Ангара А5В". Это еще больше увеличит грузоподъемность.
Именно такой ракетой можно будет поднимать на орбиту части лунного корабля, модули марсолета (для подъема всего корабля сразу все-таки нужна сверхтяжелая ракета, которая у нас, по нынешним планам, должна появиться в 2028 году), тяжелые метеорологические спутники и спутники связи. Напомню, что служебный модуль "Звезда" Международной космической станции имеет массу больше 20 тонн.
А как же космонавты?
Нынешние планы "Рос космоса" заключаются в том, чтобы новая транспортная система с пилотируемым кораблем "Орел" летала с Восточного. Причем "Орел" - это корабль для межпланетных перелетов и полетов к Лу- не. Корабли "Союз" по-прежнему будут стартовать с Байконура. У пилотируемой "Ангары" будет индекс А5П. Они будут различаться системой управления и, естественно, системой аварийного спасения экипажа, которая ставится только на пилотируемые ракеты-носители.
Первая пилотируемая ракета должна быть изготовлена в 2023 году и стартовать с Восточного на следующий год. Будет ли она многоразовой?
В рамках проекта "Амур" идет проработка ракеты с возвращаемыми первой и второй ступенями. Инженерно это непросто. Но как решить основные задачи, уже понятно. "Пакет" сможет приземляться в нескольких километрах от старта на специально подготовленную в тайге площадку. (У Маска ступени садятся обычно на платформу в море, и поэтому старт ракеты часто зависит от состояния океана. В шторм ракету не пускают.) В общем, сейчас стоят последовательно несколько задач - "облетать" "Ангару", разработать третью водородную ступень для нее, закончить модернизацию, "посадить" на ракету пилотируемую систему. Задачи вполне выполнимые.
Комсомольская правда # Москва, Москва