Пятница, 24 января 2020 14:13

ГАЛАКТИКИ - ЭТО ЛИНЗЫ. И В НИХ ВИДНА ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ - ФОТО

Астрономы уверены, что своим хитрым способом нашли в космосе сразу несколько скоплений загадочного невидимого вещества.

Ученым удалось "увидеть" рекордно малые скопления темной материи, сообщает Лаборатория реактивного движения NASA. По словам астрофизиков, для этого они использовали восемь галактик в качестве линз. Через эти "линзы" ученые рассматривали квазары - это ядра молодых галактик, в центрах которых находятся сверхмассивные черные дыры. Название этих объектов происходит от слова quasi-stellar - "квазизвездный", иначе говоря, "похожий на звезду".

Специалисты ведомства провели исследование вместе с коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Астрономы изучили снимки восьми квазаров, полученные телескопом "Хаббл". Перед каждым из них расположена галактика, и она своим мощным притяжением искажает свет прячущегося позади квазара. Этот эффект называют гравитационным линзированием. Получается то, что ученые сравнили с изображением в кривом зеркале из комнаты смеха: вместо одного квазара на каждом из восьми снимков видны сразу четыре его искаженных "отражения". То есть свет от квазара таким образом "огибает" галактику и создает эту причудливую картину.

Все это нужно было ученым, чтобы проверить, есть ли вокруг этих галактик что-то, чего мы не видим, а именно - та самая темная материя. Для этого они провели компьютерное моделирование, которое показало, как свет каждого квазара должен идти через галактику, если в ней ничего нет, кроме звезд, планет, пыли и вообще видимого вещества. Полученные результаты они сравнили с реальными данными наблюдений. Выяснилось, что имеются явные различия. Это значит, что возле галактик есть невидимые мощные источники гравитации. Исследователи убеждены, что это не что иное, как таинственная темная материя.

Отметим, что существует теория, согласно которой все галактики окружены невидимыми облаками этого вещества. Многие из них в сотни тысяч раз массивнее Млечного Пути, но считается, что есть и сравнительно небольшие - по весу в NASA сравнили их с самолетом. Их-то и сложнее всего обнаружить. Однако на этот раз, как полагают астрофизики, им это удалось.

Life.ru, Москва, 22 января 2020